Россия продолжает свою диверсионно-террористическую деятельность в украинских городах, сосредоточившись на Харькове и Одессе. Тому, что целью диверсантов стали именно эти города, способствует два ключевых фактора. Первый – в обоих городах есть сепаратистское подполье, сформированное из представителей пророссийских организаций, которые здесь были еще до известных событий. Раньше они действовали публично, но теперь ушли в тень и, полагаю, стали активно взаимодействовать с российскими спецслужбами.
Судя по всему, ситуация далека от завершения. Не знаю, как будет в Харькове, где были произведены несколько арестов: время покажет, насколько эффективными они были – удалось ли правоохранителям ударить по основным точкам сети, или же задержана была только часть людей, задействованных в террористическом подполье. В Одессе же эту диверсионно-террористическую сеть, видимо, ликвидировать не удалось.
Поэтому, к сожалению, угроза продолжения терактов сохраняется, ведь и в Харькове, и в Одессе есть необходимая для этого социальная база – пророссийски настроенные люди, которые готовы поддерживать подполье и участвовать в его диверсионной деятельности.
Конечно же, есть риски, что диверсанты могут попытаться расширить свою сеть: одиночные, несистемные террористические действия вроде обстрелов военкоматов происходят, в частности, в Запорожской области. Этот регион я бы тоже отнес к зонам риска, хотя с Харьковом и Одессой масштаб диверсий был несопоставим.
Определенные риски присутствуют даже в Киеве. Здесь, конечно, нет необходимой для этого социальной базы - подполья, которое имело бы и московские связи, активистов, которых можно было бы привлечь. Но при желании все это можно создать – В Киеве тоже есть пророссийски настроенные люди, пусть и не так много.
Второй фактор, который повлиял на выбор российскими спецслужбами именно Харькова и Одессы - близость границы. Харьков находится всего в 40 километрах от российской границы и в 80 км от Белгорода – согласно сообщениям наших спецслужб, координаторы диверсионной сети расположились именно там. По обе стороны границы есть много людей с родственными связями или просто приятелей; кроме того, пусть граница и не открыта, проникнуть через нее все-таки несложно. Это позволяет российским диверсантам и провозить в Украину оружие, и переправлять людей. Ну а рядом с Одессой находится Приднестровье - состояние границы на этом участке и вовсе плачевно.
Кроме того, российские спецслужбы выбрали своей целью именно настолько крупные города, чтобы через них дестабилизировать ситуацию в прилегающих регионах и в стране в целом. Хотя, думаю, пока речь идет скорее о фоновой деятельности: российские спецслужбы пытаются демонстрировать, что сопротивление киевской власти есть и подполье живет. Пока и российские кураторы, и сами сепаратисты воздерживаются от слишком резонансных терактов, связанных со значительными жертвами. Фоновая активность же призвана создавать нервозность у властей и населения, – тем более, что это своеобразный бизнес, на котором зарабатывают как кураторы, так и исполнители.
Пока большие цели, очевидно, не ставятся. Активизироваться диверсанты могут накануне местных выборов или же в том случае, если им будет поставлена задача по захвату этих городов: тогда теракты могут выйти на качественно новый уровень.
Новое время